12 февраля в редакции «Областной газеты» прошла встреча юных журналистов с официальным представителем УФСБ по Свердловской области Еленой Александровной Докучаевой и специалистом координационного центра по профилактике терроризма УрФУ Егором Витальевичем Горбуновым.
Темой обсуждения стали гражданская ответственность, профилактика терроризма среди подростков и защита от мошенников.
Утром, открывая новостную ленту, человек сталкивается с потоком негатива: трагичные известия, описания происшествий, тревожные сводки. Негатив, закрепляясь вподкорки мозга, истощает нашу психику, делает наш мозг уязвимым к манипуляциям и шантажу. Человек становится идеальной жертвой для кибер — преступлений. Так может, главное оружие против цифрового зла находится не в настройках двухфакторной аутентификации, а прямо здесь — в нашей новостной ленте? Может, хорошие новости -это и есть то самое противоядие?
Начало дискуссии — неожиданный вопрос от Егора Витальевича: «Как выдумаете, как люди, обучающиеся в школе и в университете, какая мотивация у людей совершать противозаконные действия на территориях общеобразовательных организациях?»
Секундная тишина, вопрос повис в воздухе и, правда, простого ответа нет. Потом — робкий ответ студентки журфака УрФУАрины: «В основе лежит много факторов: начинающиеся непосредственно из — за конфликтов с одноклассниками и учителями, заканчивающиеся желанием добиться „быстрой популярности“ — прыгнуть в последний вагон „хайпа“ перед блокировкой социальных сетей».
Мы действительно живем в мире, где «антигерои» порой получают больше внимания, чем те, кто делает что-то хорошее. Жажда быстрой славы толкает на страшные поступки.
Но что с этим делать?
Ответ прозвучал тут же: отвечать за свои поступки, думать прежде чем делать, и, главное, выстраивать гражданскую бдительность. Чтобы вовремя заметить, когда кто-то рядом сбивается с пути.
«Вызывающий контент, как быстрый углевод — быстро насыщает, но больше ничего не дает. Хорошее — это про сложные углеводы. То, что будет насыщать в течении длительного времени.» — продолжила мысль Елена Александровна. То есть если мы постоянно потребляем «быстрые углеводы» такие как, жесть, скандалы, насилие, наше сознание привыкает к этому. Нам становится сложнее замечать хорошее. Мы видим мир в черных тонах. А это прямой путь к уязвимости. Человек, который не видит хорошего, легче поддается на манипуляции вербовщиков, которые предлагают ему «особую миссию» или «решение проблем».
Но как же тогда распознать, что кто —то или что —то пытается «завладеть нашим сознанием», «затуманить наш разум»? Ответ прост — концепция «ФИШ» в помощь!
«Ф» — финансы. Любые разговоры о деньгах, переводы, подозрительные финансовые операции в сети должны сразу включать сигнал тревоги. «И» — история. Вербовщик всегда предлагает «идею» или играет на чувстве уникальности. Люди в уязвимом состоянии особенно восприимчивы к лести и обещаниям великой миссии. Здесь важно включать критическое мышление. «Ш» — шантаж. Самое опасное, что может случиться в общении с мошенниками. Шантаж не заканчивается. Если вы уступили один раз, давление будет только расти. Но у жертвы всегда есть выбор: прервать контакт, положить трубку, перестать отвечать на сообщения, обратиться к близким или в правоохранительные органы.
Эти три пункта помогают не стать «рыбкой» на крючке у преступников. Но даже зная теорию, важно чувствовать грань. И помнить: если вы столкнулись с манипуляцией или противоправным контентом, ваша гражданская ответственность — не молчать и сообщать туда, где могут помочь.
Важно помнить о том, что главная уязвимость человека — не в телефоне, а в голове. Люди боятся идти против толпы. Общественное мнение работает как удавка: «а что подумают другие?». Именно на этом играют вербовщики. Они охотятся на тех, кто сломлен, кто в сложной жизненной ситуации, у кого психика надорвана, а критическое мышление отключилось.
Здесь прозвучал важный нюанс: если человек только спрашивает, но еще не сделал — он не преступник. У него есть шанс выйти.
Эксперты советуют просто прекратить общение, сохранить скриншоты и, если нужно, обратиться за помощью. Главное, не тешить себя иллюзией, что интернет является безопасным пространством, не влияющим на реальность.
В финале встречи прозвучал вопрос, от которого невозможно отмахнуться: «нужно ли вообще писать о терроризме и мошенничестве? Не создаём ли мы лишний шум, не подогреваем ли интерес к антигероям?» Ответ был жёстким и однозначным -, конечно, нужно. Но не «смакуя детали» ,не превращая трагедию в шоу. Важно говорить хладнокровно, разбирать механизмы и последствия, давать инструменты защиты. Поскольку замалчивание не убирает угрозу, оно делает её невидимой. А невидимая опасность всегда страшнее.
И именно здесь снова всплывает тема хороших новостей. Это не наивный оптимизм — это информационная гигиена. Если медиа кормят нас только «быстрыми углеводами», они раскачивают психику и притупляют бдительность. Но если новостинапоминают, что хорошее существует и его много, это работает как прививка от отчаяния, от чувства беспомощности. И, возможно, именно хорошие новости сегодня могут быть не побегом от реальности, а способом её защитить.
Лидия Кикахина, Школа юного журналиста УрФУ
Проект реализуется при поддержке АНО «Серьезные намерения»
