«Мы пишем все с нуля!»: в Екатеринбурге стартовала инклюзивная аудиолаборатория «Невидимое кино»

Кино для незрячих создают в Екатеринбурге

Процесс производства инклюзивный, среди авторов — ребята с нарушениями зрения. Проект получил название — Первая экспериментальная детско-молодежная инклюзивная аудиолаборатория «Невидимое кино», организаторы — киномастерская «Лучкино» и АНО «Скрепка».

В первый поток аудиолаборатории попали 14 подростков из Екатеринбурга, Ревды, Нижнего Тагила, Качканара, Краснотурьинска и Серова — учащиеся Верхнепышминской школы-интерната имени С.А. Мартиросяна и Екатеринбургской школы-интерната № 10, гимназии № 116 и школы № 71 г. Екатеринбурга. Двое из них выступили как в роли участников, так и волонтеров.
Интенсив начался в начале сентября — за полмесяца до очной встречи. Первый звуковой урок для незрячих детей Павел Морозов записал в маленьком домике на берегу Байкала во время дождя, когда рядом проходил поезд, а ребята прослушали его в своих школах. Затем они выполнили домашнее задание — записали аудиоролики. Это было упражнение, чтобы научиться говорить на новом языке — языке драматургии.

В середине сентября организаторы проекта Павел Морозов и Юлия Войта дали старт очной части интенсива — в офисе Свердловского отделения Российского детского фонда. Четыре дня ребята изучали основы написания сценария, знакомились с историей аудиоформатов, тестировали и разбирались на практике с профессиональным звуковым оборудованием.

Оригинальный сценарий создавался с нуля — его сочиняли дети.

— Есть шесть источников идей, которые всегда работают. Один из них — локация. Мы использовали этот алгоритм: посмотрели, что есть рядом. Поняли, что рядом остановка — автобусная или трамвайная (трамвайная интереснее). Сразу придумали сюжет на трамвайной остановке и начали писать его от локации, — рассказал Павел Морозов.

Ребята сочиняли параллельно с изучением техники. Организаторы переключали их мозговую деятельность: дети слушали советские радиоспектакли, аудиокниги. Подростки научились отличать радиопостановку от аудиокниги, обсуждали звук и музыку.

Некоторые умели играть на музыкальных инструментах —записывали их выступления.

Работали с десяти до шести каждый день. На третий день приняли решение, о чем будет фильм.

— У нас было два готовых сюжета, но в одном из них был нужен дедушка, а времени на кастинг уже не оставалось. Это одна из проблем — все нужно делать дольше.

Технически и методически создавать «невидимое кино» несложно. Никаких барьеров в общении с незрячими ребятами, которые не видят от рождения и не имеют визуальной памяти, не возникало. Главная сложность в том, что на практическую работу требовалось гораздо больше времени (в сравнении с киноинтенсивами киномастерской «Лучкино»), например, чтобы ребята могли тактильно познакомиться с микрофонами и другими приборами, — признался Павел.

Такое оборудование многие увидели впервые. В руки участников аудиолаборатории попали и затем использовались по назначению известные во всем мире и полюбившиеся топовым блогерам, рекордеры, микрофоны-пушки и петличные микрофоны Saramonic, знаменитые студийные микрофоны Союз и студийные микрофоны старейшего в России предприятия Октава, уникальные инновационные акустические системы резидента Сколково компании Тефра Аудио, приборы обработки из Санкт-Петербурга Shift Line. Благодаря этой технической поддержке для «фильма без картинки» ребята смогли записать различные звуки, шумы, диалоги и музыку — в помещении и на улице, возле трамвайной остановки.
— Было интересно. Звук передавался очень хорошо, было слышно голос далеко от человека, который говорит, — сказал Кирилл Мехонцев. Кстати, участники аудиолаборатории пару раз предлагали Павлу Анатольевичу просто взять аудиофайлы из онлайна и смонтировать их: «Давайте скачаем такой-то звук из интернета», «Давайте создадим этот звук в нейросетях». Но он пресек эти предложения: «Давайте тогда скачаем готовый фильм. Зачем тогда мы с вами собрались? Мы пишем наше произведение с нуля и нам очень важно качество».

«Съемочный» период завершен, теперь дело за монтажом.

С помощью скринридера («читателя экрана») фильм будут монтировать тотально незрячие ребята, такой опыт работы с аудиоматериалами у них уже есть. Сроки сжатые — меньше месяца.

Один из этих монтажеров Алексей Рыболовлев отметил уникальность пройденного интенсива: «Я участвовал во многих инклюзивных проектах, но такой — впервые в моей жизни!».
Планы по развитию и масштабированию проекта «Детско-молодежная инклюзивная аудиолаборатория «Невидимое кино» обсудили на круглом столе, прошедшем накануне в Екатеринбургской школе-интернате № 10. Свои предложения высказали как члены команды Павел Морозов и Юлия Войта, так и эксперты — Ирина Гильфанова, директор Свердловской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих имени Д. Н. Мамина-Сибиряка, Михаил Бузань, директор ЕШИ-10, Анна Батищева, заведующая отделом образовательных проектов Медиацентра Дворца молодежи, педагог Верхнепышминской школы-интерната имени С. А. Мартиросяна Нина Шалган, представители Свердловского отделения Российского детского фонда и другие.
Разработчиками и организаторами проекта «Детско-молодежная инклюзивная аудиолаборатория «Невидимое кино» выступают киномастерская «Лучкино», известная своими кинолагерями и интенсивами по всей России, и автономная некоммерческая организация поддержки и развития социальных и инклюзивных инициатив «Скрепка» (Екатеринбург), поддержка — компаний «Союз», Октава, Saramonic, «Тефра Аудио», Shift Line, а также Свердловское отделение Российского детского фонда.

Идея пришла руководителю «Лучкино» Павлу Морозову и директору АНО «Скрепка» Юлии Войте на майском фестивале «Волжские встречи» в Казани.

Суть проекта — научиться создавать с незрячими и слабовидящими детьми некое «невидимое кино», социально значимые аудиофильмы по оригинальному сценарию со сложной звукошумовой партитурой и авторской музыкой.

Юлия Войта, Директор АНО “Скрепка”, социальный педагог Екатеринбургской школы-интерната №10, руководитель медиацентра “Десятка” и медиаклуба “НЕОрайон”

Наша Шура

Шел 1941 год. Шура росла в деревне Шайтанке недалеко от Нижнего Тагила. Ей было...

От идеи до победы: грант в сто тысяч рублей

Участниками конкурса стали школьные штабы воспитательной работы, призванные сделать жизнь учеников ярче и насыщеннее....

Северный вызов

Столица Республики Коми хоть и расположена севернее столицы Центрального Урала, приняла гостей оттуда довольно...

«Отпетые» победительницы

Для дня самого важного матча октября погода подготовила не слишком приятный сюрприз — мелкий...

Читайте также

Хотите улететь подальше от новостей?