Искусственный интеллект в образовании: влияние новых технологий на мир образования

В современном мире влияние искусственного интеллекта активно распространяется на разные сферы общества. В особенности искусственный интеллект вызывает большое количество споров и разногласий в сфере образования

Многие считают, что искусственный интеллект-вред, и его нужно запретить, другие же наоборот используют это
нововведение в своих целях и получают значительную пользу и новые инструменты для повышения эффективности
обучения.

Мне стало интересно разобраться в этой теме, и я решил взять интервью у внеклассного преподавателя русского
языка-Анастасии Глазыриной, которая уже давно использует искусственный интеллект в своей педагогической
практике. В ходе интервью мы обсудим минусы и плюсы искусственного интеллекта, его применение, как это
нововведение влияет на учеников и людей в общем, и составляет ли искусственный интеллект конкуренцию учителям.

– Как давно вы преподаете русский язык? Как времена введения искусственного интеллекта сказались на ваш подход к обучению и что вам это дало?

Я преподаю русский уже 5–6 лет, и на самом деле есть очень большая разница между детьми 5 лет назад и между
детьми, которые приходят сейчас. Раньше искусственный интеллект и, в принципе, технологии, связанные с
искусственным интеллектом, были не так развиты, и ребятам хватало просто информации, например, из учебника.
Сейчас всё-таки необходимо что-то большее, и сейчас я стараюсь сделать уроки более разнообразными.
Отрабатывать определенные можно с помощью искусственного интеллекта, поэтому я активно его использую сейчас в
своей работе.
Я думаю, что сейчас каждый пользуется искусственным интеллектом в различных сферах деятельности.

Фото автора

-Когда вы начали использовать искусственный интеллект и как, в первую очередь, отнеслись к этому?

Это было достаточно недавно, но я не так часто использую чат GPT, сколько в целом создание игр благодаря
искусственному интеллекту. Сначала было непонятно, как это внедрять, как можно разработать с помощью искусственного интеллекта игру по русскому языку и как это внедрить в урок. Но потом я попробовала и поняла, что это отлично работает, когда в игровой форме ребята повторяют темы. Также очень важно, что игры на время, и они требуют от ребёнка быстрого анализа и принятия решений, ведь когда нужно быстро принять решение, мозг применяет все знания, которые у нас есть, и таким образом можно увидеть, насколько хорошо ребёнок знает материал. Именно поэтому я использую игры, понимая и узнавая, насколько ребёнок в тему погружён, а также нахожу подход к ребенку с
разных сторон. Я, бывает, обращаюсь к чату GPT, чтобы чат написал мне конспект урока, беру новые идеи, или ищу
какую-то интересную информацию, задаю вопросы чату, когда нужно что-то быстро узнать, например, историю появления того или иного слова. Но не будем забывать о том, что искусственный интеллект — это новое слово в науке, и ему не всегда можно доверять, особенно чату GPT. Поэтому, когда я задаю вопрос чату, обязательно перепроверяю эту информацию и слепо её не даю. В основном это, конечно, конспекты уроков. Также очень важны создание презентаций. Сейчас есть чаты, где можно написать тему, выбрать количество слайдов и ту информацию, которая будет на слайде. Упражнение это или теоретический материал-бот очень быстро выдаст тебе результат, сейчас
подготовка к урокам занимает гораздо меньше времени, но, опять же, нужно проверить всю достоверность информации, на что уходит сейчас больше времени, чем на создание презентаций.

-А были ли у вас такие ситуации, что без искусственного интеллекта вы вообще не могли объяснить какую-то
информацию ученику, и вы прибегали к его использованию, чтобы кому-то объяснить то или иное правило?

Нет, я считаю, что человек, живой человек, может объяснить информацию намного лучше, нежели чат GPT или любой
искусственный интеллект, потому что все-таки человеческий мозг это что-то сложнее, если мы будем сравнивать его с
искусственным интеллектом. Я никогда к этому не прибегала, потому что в моей работе очень важна индивидуальность и индивидуальный подход. Некоторым ребятам нужно объяснить тему на пальцах, кому-то нарисовать. Чат GPT не знает твоего ученика, он не знает, чем он увлекается, не знает, с какой стороны к нему подойти, не знает, какими методами ученик пользуется-кто-то например не воспринимает на слух информацию, кому нужно написать, визуализировать, кто-то, наоборот, не воспринимает визуализацию и ему нужно все рассказывать, в общем, у всех по-разному, и только живой человек может понять, как лучше. Никогда чат GPT и вообще искусственный интеллект, я считаю, что к этому не придёт. Искусственный интеллект пока что на данный момент не владеет такой возможностью и таким талантом, потому что объяснить что-то ученику — это талант.

-Как вы думаете, когда-нибудь искусственный интеллект заменит полностью учителей?

Я думаю, что нет, потому что искусственный интеллект может дать информацию, и да, он может знать больше, чем
живой человек, но донести правильную информацию он не сможет, потому что иногда одну и ту же тему на занятии
объясняешь три раза с разных сторон, иногда подбираешь такие примеры, да, вроде бы, с которыми русский язык
вообще не связать, чтобы ученику было понятно. Учитель и репетитор — это не просто про донесение информации,
это про мотивацию учиться, это про развитие желания что-то делать, про веру в себя, и только живой человек может
понять живого человека. Я считаю, что машины никогда не заменят людей, и учителей тем более. Виртуальная
машина, на мой взгляд, лишена эмпатии и человечности. Машина никогда не подбодрит. А если она и будет это
делать, то это будет нелепо. Она никогда не скажет, что ты молодец, у тебя всё получится. Она никогда не посмотрит в
глаза человеку. Всё-таки искусственный интеллект на данный момент — это про донесение информации. И только
лишь про это. Всё остальное пока что ему не подвластно, поэтому нет. В работе репетитора очень важно уметь
поддержать ребёнка и вселить в него какую-то веру в себя. Ведь зачем дети идут к репетиторам? Да, конечно, на
первый взгляд может показаться, что просто подтянуть школьную программу или просто понять темы, которые ты не
понимаешь в школе. Но ведь за этим скрывается нечто более глубокое. Репетитор способен раскрыть в ребёнке какието таланты, привить интерес к учёбе. Это самое важное. И, ну так скажем, дать ему удочку, а рыбачить он уже пойдёт
сам.

-Где, по-вашему, проходит граница между обычным использованием искусственного интеллекта в пользу и грязным списыванием?

В первую очередь граница проходит там, где человек решает, как именно он будет пользоваться искусственным
интеллектом. Если же человек просто полностью скопирует и вставит то, что ему говорит искусственный интеллект, и
вставит в документ, то это грязное списывание. Грамотное же использование, наверное, заключается в том, чтобы
проверить материал, чтобы убрать лишнее, потому что всё-таки необходимо чётко ответить на вопрос, необходимо
вникнуть в тему, прежде чем обращаться к искусственному интеллекту. Поэтому если мы просто скопируем и вставим,
конечно, это грязное списывание, так нельзя так делать. У моей знакомой была ситуация, когда мне нужно было сдать
работу в институте, было 10 произведений, нужно было написать краткое содержание каждого. И было одно очень
глубокое произведение, которое она не успела прочитать. Чат GPT, в свою очередь, получив запрос на пересказ
произведения его не узнал, и сам придумал какую-то историю про девочку с яблоками, выдав это за оригинальное
произведение. И вот это, конечно, грязное списывание, когда ты не вникаешь, однако можно использовать это поумному, и на информацию, которую даёт чат, стоит всё-таки накладывать какие-то свои идеи, мысли. Ну вот это,
наверное, талантливое использование искусственного интеллекта, а грязное списывание — это безразличное
копирование того, что выдает чат.

-И напоследок, все-таки, как вы считаете, искусственный интеллект это зло или же очень удобный инструмент?

Это удобный инструмент для учителей, но не для учеников, потому что учителя все-таки понимают, где достоверная
информация, а где нет. Они ценят именно достоверную информацию, и фильтруют то, что предоставляет нам чат.
Ученики нет. Ученики, к сожалению, очень часто как раз прибегают к грязному списыванию, ведь когда ты ученик, твоя
задача — научиться думать, научиться размышлять, научиться искать информацию, а чат GPT делает всё это за тебя,
тогда какая в этом ценность тебе? Что останется у тебя в голове? Зачем ты вообще тогда учишься, если ты
прибегаешь к использованию искусственного интеллекта? Подготовка к урокам, быстрый поиск информации? Опять же
нет, у ученика ничего не останется в голове, если он используешь для подготовки искусственный интеллект. Откройте книжку, прочитайте, вычини не главное. Поэтому для учеников это скорее зло, а вот для педагогов, для репетиторов
это безусловно что-то полезное, потому что мы уже научились всему, что нужно, и наша задача просто грамотно
донести этот материал, а чат может структурировать информацию, что очень помогает. Мы не учимся у искусственного
интеллекта, мы лишь заставляем его работать на нас, в отличие от детей.

Подводя итог, можно сказать-искусственный интеллект безусловно очень важная вещь, который является удобным и
мощным инструментов при правильном подходе и способен значительно обогатить образовательный процесс, однако
не в тех руках помощник может сыграть злую шутку и только отрицательно сыграть. Как подчеркнула Анастасия,
благодаря нейросетям можно разнообразить уроки, делая презентации, создание индивидуальных задач под каждого
ученика и узнать новые методы подачи материала, но тот же самый искусственный интеллект никогда не сможет
заменить учителя и проявлять хоть минимальную эмпатию в сторону ученика, что тоже является важным звеном
преподавания. Успех внедрения ИИ в образование зависит от осознанного подхода, ответственности и желания
учителей и учеников использовать новые возможности во благо.
Новые технологии — это не враг, а союзник, который придет на помощь если уметь им правильно пользоваться.

Артемий Сухих, школа №5, город Первоуральск

Наша Шура

Шел 1941 год. Шура росла в деревне Шайтанке недалеко от Нижнего Тагила. Ей было...

От идеи до победы: грант в сто тысяч рублей

Участниками конкурса стали школьные штабы воспитательной работы, призванные сделать жизнь учеников ярче и насыщеннее....

Северный вызов

Столица Республики Коми хоть и расположена севернее столицы Центрального Урала, приняла гостей оттуда довольно...

«Отпетые» победительницы

Для дня самого важного матча октября погода подготовила не слишком приятный сюрприз — мелкий...

Читайте также

Хотите улететь подальше от новостей?