«Ночь. Улица. Фонарь. Аптека — так должен выглядеть журналистский текст» — сказал Михаил Дегтярь. В любом репортерском или журналистском тексте все предложения должны иметь по одному слову — «Конечно, это не возможно в реальности, но это всего лишь моя теория каким должен быть текст журналиста» — добавил главный гость встречи.
За 35 лет работы в кино и телевидении участвовал в качестве автора, режиссера и продюсера в создании более 400 кино и телефильмов. Лауреат главной национальной телевизионной премии ТЭФИ, лауреат национальной премии РФ в области документального кино «Лавровая ветвь». Также был репортером, прошедшим не легкий путь.
Михаил Дегтярь с детства был сильным заикой, и даже логопеды не могли помочь ему. В школе он отвечал только письменно. После поступил в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «инженер-строитель», где также сдавал работы только письменно. Уже потом его пригласили воВсесоюзный государственный институткинематографии (ВГИК). Спустя несколько лет он обратился к очень востребованному гипнотизёру из Хабаровска, чтобы перестать заикаться, но даже там ему не смогли помочь. Михаил заметил, что когда он поет, то не заикается, и он придумал способ научиться разговаривать, после которого ему писали все логопеды страны. Михаил набрал в рот орехи и два раза полностью пропел роман «Войну и мир», когда он сделал это, то понял что может контролировать свои заики, благодаря этому Михаил Дегтярь смог стать выдающимся репортером и режиссером.
Рассказ Михаила начался с того, что в каждом репортаже должен быть стендап, в начале или конце. Это может быть введение в тему или завершение темы с подведением итогов. С первого взгляда это кажется легким, но это тоже надо уметь правильно и интересно делать. Съемка некоторых стендапов Михаила могла занимать целый день, ведь ему было важно сделать качественно, так как никто еще не делал. Дегтярь рассказал о одном репортаже. Его не пускали на китайскую традицию, и чтобы снять этот репортаж Михаил сбежал, и на съёмке выпил яд, желчь и кровь змеи, как по традиции — «Как можно писать про это, если ты сам не выпил яд кобры?» — сказал он. Сейчас можно снять что захочешь, просто главное придумать что-то интересное и необычное. Уметь находить решение в разных ситуациях — это главные качества журналиста.
Между журналистом и репортером есть тонкая грань, ведь каждый репортер — журналист, но не каждый журналист — репортер. И Михаил Дегтярь выделил 3 врожденных качества для репортера: первое, это детский интерес к жизни. «Я считаю, что это самое значимое качество, ведь, как и репортеру,так и журналисту важно быть любопытным и любознательным, хотеть ответить на все свои детские вопросы». Режиссер поделился, что он сделал много репортажей, отвечая на те самые вопросов, которые в детстве постоянно задавал родителям. Второе, не менее важное качество — это умение рассказывать истории. «Научиться писать тексты, анализировать информацию, безусловно можно научиться, но никто не сможет вас научить интересно рассказывать истории», — подчеркнул Михаил Дегтярь.
Третье качество репортера, по словам режиссера, это авантюризм. «Настоящий репортер должен быть готов ко всему, должен быстро придумывать нестандартные решения и не бояться делать безумные вещи», — сказал Михаил. И Дегтярь умел это делать. Как- то их срочно отправили сделать репортаж про пожар, но, как только они приехали, пожар потушили. Спустя какое то время вновь появился огонь, но горел уже хлам с помоек, на фоне которого Михаил и снял репортаж про пожар. Когда надо было снять репортаж про то, что не светят лампочки в подъездах домов, группа выехала в указанный дом, но именно в это время лампочки в подъезде исправно работали! Михаил разбил их, и сделал съемку. Как он объяснил: «Такое было время — распад СССР, и это было можно».
«Надеюсь, после этой встречи не будет пожаров и разбитых ламп по всей Свердловской области» — пошутил в завершении встречи Михаил Дегтярь.
Стерхова Настя «Школа юного журналиста» УрФУ
Проект реализуется «Областной газетой» при поддержке АНО «Серьезные намерения»
